Обзор Fallout 4

Fallout 4 — это увлекательная игра, манящая нас таинственностью и обещанием приключений. Заброшенные пустоши могут увлечь, и вы никогда не знаете, какие необычные персонажи или поселения ждут вас за следующим поворотом. Fallout 4 использует свой тёмный мир в качестве холста для захватывающих боёв и волнующих историй, и когда вы погружаетесь в пост-ядерную, апокалиптическую версию Бостона (защищая себя от разбойников-маньяков и проявляя остроумие, поднимаясь по социальной лестнице), вы меняетесь как личность и вносите свой вклад в судьбу вашего нового мира.

На протяжении множества опасных заданий вы превращаетесь во влиятельного воителя пустошей, трудно даже представить, что в 1950-ых годах вы были обычным, хорошо обеспеченным гражданином Бостона. Игра начинается тихим утром в вашем доме, вместе с женой и ребёнком; робот-дворецкий, остроумно подшучивая, работает по дому. Нам показывают, во что бы превратилась Америка, если бы Мировая Ярмарка изобретений и оптимизма 1930-ых годов продолжила существовать в 21 веке. Жизнь течёт прекрасно, до горестного телевизионного сообщения. Вся семья в спешке бросается под землю. В подземном убежище №111 вы провели двести лет, будучи замороженным в криостазисе, пока не проснулись в 2277 году.

Первым делом после пробуждения вы узнаёте, что ваш сын был похищен, а мир ещё не оправился от ядерной войны, и это после столетий с момента падения последней бомбы. Олень с двумя головами пьёт из заражённого источника, а ваш дом, некогда великий Бостон, лежит в развалинах. Парк Фенуэй превратился в город из трущоб, играющий роль убежища для подпольных преступных элементов. Тропа Свободы разломана и уничтожена; она скорее приведет вас в слюнявую пасть мутанта, чем к подножию известного монумента. Отчаянная потребность найти сына бросает вас в этот ад на земле. В конечном итоге вы становитесь важным игроком в политическом и социальном плане. Ваши решения оказывают реальное влияние на выбранный путь, но что ещё более важно, на судьбу других людей.

Сюжет Fallout 4 регулярно бросает вам вызов. Ядерная война осложнила жизнь в Бостоне; каждый хочет выжить, но никто не хочет сотрудничать. Тяжесть этой ужасной реальности заставила некоторый людей сойти с ума, а некоторых радиация превратила в отвратительные сгустки слизи.

Нестабильность в Бостоне кажется бесконечной, но если одна компания (Институт) добьётся успеха, то жизнь сможет стать лучше, жизнь станет контролируемой. Институт — отголосок эха известного Массачусетского Технологического Института (филиал Кэмбриджа). Это источник биоинженерных андроидов, известных как Синтеты. Некоторые из Синтетов похожи на анимированных манекенов, но недавно Институт наладил выпуск ультра-реальных моделей, обеспокоив людей присутствием секретных роботов-агентов. Конфликт между андроидами и людьми определяет сюжетную линию Fallout 4. Беря лучшее из классики научной фантастики (такой как Бегущий по Лезвию), Fallout 4 испытывает наши моральные устои, заставляя нас определить, в чём же смысл жизни. Когда грань между органикой и синтетикой размыта, что это значит, быть “человеком”?

“Ядерная война осложнила жизнь в Бостоне; каждый хочет выжить, но никто не хочет сотрудничать.”

Fallout 4 — это история противостояния “несовершенного” и “идеального”, где ваши решения оказывают влияние не только на две основные противоборствующие стороны, а все вокруг, попавшие в ход событий, зависят от вашего выбора. Изначально выбор сторон и помощь окружающим происходит в контексте поисков сына, с течением времени всё усложняется, с каждым разом становится труднее решать, что правильно, а что нет, вам всегда приходится чем-нибудь жертвовать для достижения цели.

Несмотря на то, что большинство второстепенных заданий сделаны в виде “убей-принеси”, они погружают вас в сражения, представляющие собой захватывающее и динамичное сочетание стрельбы в реальном времени и тщательный выбор целей в вышедшей из жанра RPG системе команд, известной как V.A.T.S.. В этом режиме вы прицеливаетесь в отдельные части тела и видите, с каким шансом попадёте в цель и сколько повреждений нанесёте. Системе не хватает привычной скорости стрельбы, но она помогает стать вам более эффективным и находчивым воином. Это расширенная версия механики из Fallout 3 и Fallout: New Vegas, отличие в том, что в прошлых играх этот режим полностью останавливал действие, а сейчас просто замедляет время, поэтому приходится соображать быстрее. Сочетание полезности и стратегической ценности такого режима радует, в отличие от стрельбы в реальном времени — она функциональна, но ей не хватает утончённости, присутствующей в специализированных шутерах. V.A.T.S. делает бой похожим на кино, причём намного сильнее, чем любой другой аспект игры.

V.A.T.S. делает бой вдумчивым, а атмосфера выживания делает конфликт захватывающим. Сражение с безмозглыми мутантами, быть раненым, отравленным радиацией или вообще без патронов — не редкость в этой игре. Сбежать можно, но тогда вы упустите возможность подобрать с павших противников потенциально ценные предметы. Можно использовать большие дозы стимуляторов, после них конечно будет худо, но по крайней мере, они придадут сил пережить следующий день. Вы постоянно взвешиваете минусы и плюсы своих действий, и правильное решение очень редко лежит на поверхности. Это создаёт большое напряжение, но позволяет набраться опыта и подчёркивает радость от каждой победы.

Каждый раз при поднятии уровня вы можете увеличить один из семи атрибутов — Силу, Восприятие, Выносливость, Харизму, Интеллект, Ловкость и Удачу. Атрибуты определяют вашу эффективность при взаимодействии с другими персонажами, будете ли вы действовать словом или оружием. Ваши познания по этим параметрам позволяют развить перки — усовершенствования, которые повышают мощность и возможности ваших способностей. Вы тратите одинаковые очки на атрибуты и на перки, это делает процесс развития персонажа сбалансированным. Эта система позволяет вам стать специалистом в определённой области — вы можете быть бойцом или дипломатом, но совершенно необязательно следовать конкретному пути. Для доступа ко всей линейке перков достижение максимального уровня не требуется, они доступны все и сразу. Да здравствует свобода, она позволяет опробовать широкий спектр навыков.

Вы также сможете усилить свои способности, надевая новую экипировку. Поиск добычи — постоянная цель, отчасти потому, что она обеспечивает вас столь необходимыми ресурсами (предметами ежедневного потребления, гаджетами и другими полезными вещами). Набор экипировки всегда можно пересмотреть, изменить, добавить что-нибудь новое. Вы сможете улучшить экипировку и продлить срок действия базовых предметов используя верстаки, разбросанные по всему Бостону, но для создания по-настоящему ценных улучшений необходимо сначала хорошенько поднять уровень. Чаще всего самое ценное оружие и доспехи выпадают с боссов и монстров легендарного класса. Они придадут вам необходимую убойную силу.

Боеприпасы и аптечки — ключевые элементы для выживания, так что проверяйте карманы каждого трупа, вскрывайте замки в надежде найти сокровище, взламывайте компьютеры, чтобы попасть в скрытые помещения. Эти мероприятия кажутся сложными, но лишь поначалу. Со временем вы приобретаете опыт, а их сложность по мере прохождения игры практически не возрастает.

В Fallout 4 вы можете воздвигать дома, высаживать небольшие огороды, укреплять оборонительные системы чтобы помочь потерянным душам начать новую жизнь. Можно вообще много чего построить, но если душа не лежит к творчеству и созиданию, то эти возможности не будут для вас интересными. В целом, это интересное занятие, оно создаёт контраст между убийством монстров и оказанием помощи окружающим. Главная сюжетная линия не требует постройки чего-то конкретного, для выполнения условий основного задания достаточно построить одно или два здания, а каких именно — решать вам.

В поисках следов вашего сына вы обмениваетесь информацией и услугами с устоявшимися сообществами оставшихся в живых. Со временем вы проникаетесь их проблемами, помогаете им в их решении. С установлением доверия они могут присоединиться к вам на поле боя. Наличие способного партнёра, который провёл всю свою жизнь в пустошах, может облегчить ваши приключения, и часто именно так и происходит. В зависимости от типа сопровождающего, он может обеспечить вам прикрытие огнём во время перестрелок, или обнаружить спрятанные предметы и скрытых врагов.

Первым компаньоном станет немецкая овчарка по кличке Псина. Я получал удовольствие от её присутствия — она постоянно виляет хвостом, звонко лает и “зубасто” улыбается. Она здорово разряжает обстановку и поднимает настроение, но также (как и другие компаньоны) иногда мешает. Управление спутниками и интерфейс отдачи приказов несколько неудобен — нужно кликнуть на партнёра и нажать нужную кнопку в меню. В разгар боя сделать это довольно проблематично. Отсутствие удобного механизма управления соратниками разочаровывает, трудно также рассчитывать на товарища, застрявшего в текстурах и отставшего от вас. Наиболее они полезны при переноске тяжелых предметов, которые сильно замедляют вашего персонажа.

Для того чтобы по настоящему насладиться динамичным и разнообразным геймплеем мира Fallout, нужно признать, что у игры есть очевидные недостатки. Навигация по пустошам достаточно простая ( благодаря возможности быстро перемещаться между ранее открытыми локациями), но изучение карты игрового мира очень рутинное, в связи с её крайне ограниченной функциональностью. Компас в нижней части экрана показывает направление движения к следующей цели, но для того чтобы понять, насколько далеко она находится, приходится монотонно прокручивать карту, ведь режима просмотра всей карты целиком нет. Локальные карты практически бесполезны — они похожи на некачественные рентгеновские снимки, или на чертежи с непонятными деталями.

“Вы постоянно взвешиваете минусы и плюсы своих действий, и правильное решение очень редко лежит на поверхности”

Похожие разочарования вызывает инвентарь. В нём хотя и можно отсортировать предметы по категориям, но далеко не по всем. Основные трудности возникают при выборе патронов для оружия. Если вы хотите отыскать лучшее оружие под конкретный тип боеприпасов, придётся вручную прокручивать список и смотреть характеристики каждого оружия в поисках соответствия. Так как запас патронов всегда ограничен, при планировании боя придётся делать это постоянно, и постоянно это будет раздражать.

Говорить о полном завершении продукта не приходится — слабо оформлены сцены, не проработана основная анимация, часто происходят сбои. Звуковое сопровождение диалогов может прерваться прямо посередине разговора, приходится включать субтитры в качестве меры предосторожности. Персонажи проходят сквозь объекты и то и дело, висят в воздухе. Вызывает ностальгию — достаточно вспомнить такие великие RPG от Bethesda, как The Elder Scrolls: Skyrim и Fallout 3. Игра, конечно, заставляет вспомнить об этих вечных ошибках, но её история, неподвластная времени и множество новых замечательных впечатлений, позволяет не акцентировать на них внимание.

Незначительные недостатки Fallout 4 бледнеют в сравнении с его замечательными достоинствами. Когда вы убираете руки с клавиатуры, вы вспоминаете товарища, которого пришлось предать, чтобы помочь другому, пыл невероятных сражений, а находя в старом ящике брошенные фотографии, вы думаете о жизни этих людей до падения ядерных бомб. В такие моменты Fallout 4 приносит по-настоящему опьяняющие впечатления. Часто приходится чем-то жертвовать во имя других целей — отношениями, возможностью заработать, здоровьем. И чем глубже вы падаете в кроличью нору, тем чаще думаете: а что бы произошло, выбери я другой путь? Вы заново открываете себя, не только потому что у вас были другие варианты, а потому что вы не уверены в том, что поступаете правильно. Факт того, что принятые решения определяют всю вашу дальнейшую игру, является свидетельством того, что у вас в руках великая история. Fallout 4 — это превосходство сути над содержанием, и прекрасное дополнение в серии игр с открытым миром.