18 лет – так много времени прошло с выпуска первой Коммандос. Сегодня, в Shadow Tactics, дух той серии возвращается вместе с волшебством изометрических тактических стелс игр – они были трудными, немного грубыми, но интересными.
Япония в начале 17-го века – мир интриг, ниндзя и летающих сюрикенов, толстых и быстрых. Трудно представить лучший сеттинг для производства, стремящегося вдохнуть новую жизнь в почтенную окаменелость древних игр – игр в жанре стратегия в реальном времени RTS (или RTT). Упомянутая серия игр родилась в 1998 году, в то время, когда старые добрые устройства Pentium II выжимали последние соки из своих ядер на 233 МГц, и электростатический заряд мониторов CRT мог поднять маленькие объекты с наших столов. Commandos: Behind Enemy Lines был первой игрой вида, в которой мы наблюдали поле битвы с высоты птичьего полёта и командовали группой диверсантов, выполняя тайные миссии за линией фронта Второй мировой войны. Несмотря на наличие больших перспектив в будущем, трёх успешных продолжений и двух достойных имитаторов, жанр не выдержал испытание временем.
Поскольку человечество начало одобрять быстрое развитие 3D графики и общей тенденции, направленной на упрощение игр вместо того, чтобы требовать больше от игроков, сложность и не очень захватывающие изометрические игры с элементами стелса потеряли поддержку разработчиков. Удивительно то, что после такого количества лет подающей надежды студии разработчиков удаётся успешно возродить этот на вид непопулярный сегмент рынка. И всё же они здесь, быстрые как ветер, тихие как лес, жестокие как огонь, неуловимые как тень – коммандос в новой одежде в очередной раз скрываются в тени.
Через их трупы
В In Shadows Tactics: Blades of the Shogun мы принимаем управление командой из пяти специальных агентов, состоящих на службе у военного правителя феодальной Японии. Скоро, однако, становится ясно, что мир и процветание при правлении нашего дорогого суверена не устраивает некоторых людей, и поэтому страну в скором времени охватывает восстание во главе с таинственным Каге-сама. В течение тринадцати миссий кампании мы наняты, чтобы проникать в лагеря врагов, избавляться от восставших противников и попытаться раскрыть тайну личности главного злодея.
Сущность игры заключается в выполнении заданий миссии так, чтобы тебя не обнаружили и не подняли тревогу, потому что это обычно заканчивается позорным поражением. Это, в свою очередь, означает, что мы должны красться мимо охранников и не спускать глаз с зелёного конуса, который указывает на их поле зрения; к тому же, устранение вражеских солдат должно быть быстрым, тихим и с сокрытием трупов. Хотя мы наблюдаем действие в изометрическом виде, окружающая среда полностью трёхмерная, и камера может свободно вращаться, что является первым существенным улучшением, по сравнению с классической игрой. Заказы назначаются, главным образом, используя механику «укажи и щёлкни», известную всем поклонникам RTS, и также мы можем полагаться на сочетания клавиш.
Shadow Tactics точно идет по стопам своего прородителя, серии Commandos. Главная предпосылка геймплея, а также его многочисленные детали, основаны на тех же самых принципах проектирования, только адаптированных в соответствие с другой исторической обстановкой. Как в оригинале, наши действия должны быть тщательно спланированы, и следующее выполнение — не что иное как кульминация минут тщательного наблюдения и разгадывания каким способом всё работает. Задачи трудные и вынуждают нас точно скоординировать членов нашей команды, но нахождение эффективных решений задач является главным источником удовлетворения в этой игре. К тому же, разработчики проделали отличную работу по балансировке миссий, благодаря чему игрок редко застревает на чём-то в течение долгого времени, что в свою очередь гарантирует правильный ритм геймплея. По общему признанию, команде Mimimi Productions удалось воссоздать большинство сильных сторон механики, используемой в Commandos, и в то же время добавить множество новых решений, которые делают Shadow Tactics захватывающей игрой.
Классный геймплей Shadow Tactics, в дополнение к вышеупомянутой механике, охватывает много других важных элементов. Среди них прагматический подход к управлению заслуживает отдельных аплодисментов. Опция быстрого сохранения, почти обязательная особенность в этом жанре, позволяет Вам хранить три последних сохранённых игры и загружать любую из них по желанию, что определённо экономит много времени.
Ещё одна хорошая идея — введение особенности, названной «Режим теней», в котором мы можем запланировать действия наших членов команды, что позволяет выполнить команды в правильном порядке при помощи удобной панели действий и горячих клавиш. С этим инструментом будет легко запланировать и выполнить действительно захватывающие комбинации, которые было бы невозможно синхронизировать вручную. Действуя как группа, наши агенты могут, например, одновременно спрыгнуть с крыши прямо на голову одному противнику, вероломно обезвредить другого и устранить третьего, который, возможно, заметил бы все эти действия и поднял тревогу, при этом прицельно метнув сюрикен в горло. Всё это можно провернуть не больше, чем за секунду реального времени. Жаль только, что во время Режима теней каждому члену команды можно назначить только одно действие. Это ограничение особенно болезненно, когда после успешной массовой разборки мы должны быстро эвакуировать все персонажи и трупы, чтобы избежать обнаружения подступающим патрулём.
На секретной службе у сёгуна
Персонажи в нашей команде очень разнообразные, и их навыки были подобраны так, чтобы каждый член команды мог выполнять различные роли во время миссии. Хаято — классический ниндзя – проворный и снаряжён смертельным сюрикеном, Муген – мощный самурай, искусно владеющий мечом, Юки – умный вор, завлекает врагов в автоматические ловушки, Такума – снайпер, устраняющий врагов издалека, и наконец Аико – гейша, способная безопасно пройти прямо в середину вражеского лагеря, изменяя внешность. К сожалению, мы не можем повлиять на то, какой персонаж будет принимать участие в каждой миссии.
В дополнение к определённым ролям у каждого члена команды также есть место в основной сюжетной линии и уникальные черты характера, которые открываются во время многочисленных диалогов, происходящих во время миссий. Самый примечательный среди них персонаж Юки, девочка около 10-ти лет, которую встретил Хаято, когда она пыталась украсть оружие при отгрузке. У маленькой воровки есть возможно лучший набор навыков для устранения основного типа противников, она может в ходе игры пролить столько вражеской крови, что её хватит, чтобы заполнить Олимпийский бассейн. Слушая её комментарии, в которых она объясняет свои убийства, которые являются в основном тем, как ребёнок понимает мир, и одобрение её убийственных навыков, от её спутников, становится немного не по себе … Но для знакомых с уникальными клише и тропами аниме и манги, это вряд ли будет в новинку.
Основная сюжетная линия в Shadow Tactics вряд ли оригинальная. История разделена на тринадцать отдельных миссий, каждая из которых может быть выполнена приблизительно за 2 часа без слишком большой спешки. Сложные задачи, хотя и чётко связаны друг с другом, можно просто выбрать из списка в меню. В этом аспекте создатели должны были отступить от архаичного построения первых Commandos и реализовать некоторые фрагменты метаигры, чтобы соединить все главные эпизоды. Даже Robin Hood: Legend of Sherwood заставляла нас управлять укрытием и отправкой компаньонов в дополнительных миссиях. Такое решение, конечно соответствующим образом отполированное и без раздражающих повторений, должно было быть осуществлено и в Shadow Tactics, чтобы расширить и обогатить геймплей, не говоря уже о том, чтобы позволить игре полностью реализовать свой потенциал.
За более чем дюжину миссий некоторые интересные навыки персонажей используются буквально один или два раза в течение всей игры. Полно места для некоторых дополнительных промежуточных миссий – короче, проще, и разыгрывается на меньших картах – например, убийство какого-то среднего офицера. Более того, без системы управления развитием нашей команды, не имеет никакого значения, как мы выполняем задание. Трудно найти какую-нибудь причину, чтобы оглушать врагов вместо того, чтобы их убивать, или спасать гражданских – единственная вещь, которую мы можем пропустить, будучи милосердными, будет незначительное достижение Steam.
В стране восходящего солнца
Карты в Shadow Tactics разнообразные, а их феноменальная японская аура захватывает. Будет осенний замок, купающийся в свете полуденного солнца, рисовые поля, тонущие во время дождя, величественный горный монастырь и деревни, освещенные ночью цветными фонарями. Чтобы придать игре энергетику традиционной японской живописи, был применён сэл-шейдерный фильтр. Тем не менее то, что игра оставляет замечательное визуальное впечатление, должно быть прежде всего приписано артистическому мастерству графических дизайнеров, а не технологическим ценностям производства.
Издалека всё выглядит прекрасно, но как только мы увеличиваем масштаб и присматриваемся, становится очевидным небольшое количество деталей, особенно в случае моделей персонажей. Кроме того, ограниченное увеличение максимального масштаба не даёт возможности внимательно наблюдать за поведением наших подчинённых, хороня любые надежды, которые мы, возможно, питали, что будем наслаждаться переигровками наших лучших действий. Анимация персонажей, кажется, довольно хорошей, по крайней мере с такого расстояния, но её резерв слишком ограничен количеством возможных сценариев. Это приводит к причудливым ситуациям: когда враг, на которого нападаешь с боку, покорно поворачивается спиной к убийце, чтобы позволить себе эффектно резаться катаной.
Дизайн уровней хорош, и самое главное, позволяет нам достигать цели несколькими различными способами. Хотя авторы предлагают игроку решения, ничто не помешает сделать всё по-своему. По уровням также разбросаны интерактивные объекты, но их использование обычно очевидно, и сводится к тому, что нужно просто бросить тяжелый объект на голову противника. Жаль, но Вы не сможете использовать элементы окружающей среды, чтобы создать смертельные комбинации по сложнее.
Стражники , патрулирующие карты , как правило, очень предсказуемы в своем поведении. Наверное, так и должно быть; иначе как можно было бы что-то планировать в море непредсказуемых случайных переменных. Тем не менее, разработчики, могли бы обеспечить хоть какой-нибудь запас разнообразия, чтобы избежать впечатления, что враг просто заводная игрушка. К сожалению, ничего подобного не произошло, и наши противники остаются не чем иным, как марионетками, запрограммированными сценарием. Для иллюстрации – у нас есть Аико, которая открыто ломает деревянный подъёмный кран, несколько секунд спустя груда брёвен падает на голову самурая, стоящего возле него. Охранники списывают это на несчастный случай и незаподозренная Аико отступает, потому что… она была одета как служанка.
Честь и слава
Shadow Tactics: Blades of the Shogun сделали отличную работу для возрождения давно забытого жанра. Захватывающий и трудный геймплей обеспечивает достойные задачи для поклонников серии Commandos, а на более низком уровне сложности, игровой процесс может также вовлечь вновь прибывших в жанр RTT. Великолепная атмосфера, интересные персонажи, красивые фоны, японское дублирование и очень хороший саундтрек — дополнительные преимущества игры.
Я надеюсь, что положительные стороны Shadow Tactics перерастут в коммерческий успех, и в скором времени мы увидим ещё одну часть или по крайней мере большое DLC, только на этот раз без главных недостатков. Кто знает, возможно другие разработчики, вдохновлённые работой Mimimi Productions, сметут пыль с каких-нибудь интересных идей из прошлого?