На первый взгляд Kingdom кажется игрой несложной. Вся моя роль сводилась к назначению моим крестьянам задач по противодействию наступающим толпам монстров. Всё это напоминало мне медленно ползущую сборочную линию на заводе. Но со временем этот своеобразный «конвейер» начинает ускоряться. Причём ускоряться так, что «оборудование» с него начинает сыпаться. Импы атакуют в таких количествах, что мои лучники не успевают их отстреливать. Неожиданно появляются фантомы, они пролетают над самыми высокими стенами и пожирают моих строителей. Я внезапно почувствовал себя Люсилью Болл с конфеткой во рту. Рост беспощадности Kingdom заставил меня испытать реальное чувство страха, особенно после такого спокойного старта. Поначалу игра была забавной и приятной, но вскоре мне понадобилось сжать всю свою волю в кулак, чтобы справиться с теми вызовами, которые она мне бросила.
В каждой новой игре Kingdom вы появляетесь верхом на лошади посреди двухмерного леса в одеянии случайного цвета, в качестве короля или королевы. После того как вы разжились несколькими монетами, их можно потратить на найм новых поселенцев, покупку инструмента, постройку фортификационных сооружений или на таинственные монолиты, скрытые в лесу. Первая необходимая покупка — походный костёр. Бросьте монетку в специальную парящую над ним ячейку, и вуаля — ваше королевство создано. Kingdom посоветует вам подать монетку крестьянам; ещё несколько понадобится на молотки и луки. Ваши последователи возьмут любой ближайший к ним инструмент, которого у них ещё нет. И с этого момента Kingdom полностью прекратит делать вам подсказки.
Крик в летнюю ночь
Kingdom — таинственная и скрытная игра. Она ничего не рассказывает о себе и ничему не обучает. Поэтому изучение основных аспектов игры (анимации, музыки, освещения) жизненно важно для высокой эффективности строительства. Например, я обнаружил, что если перед наймом в лесных лагерях новых поселенцев заранее приготовить им инструменты, они будут нестись к моей крепости как угорелые. С учётом быстрой смены дня и ночи, эта особенность очень важна. Передвигаясь ночью, они могут наткнуться на монстра, который отберёт у них монету и возвратит их обратно в лоно бестолкового нищего существования. И ещё, если позволить лошадке пожевать зеленую травку (я сначала думал, что это просто бесполезная картинка), то у неё увеличится выносливость, и она сможет намного дольше бегать. Правильно используя эту особенность, можно тратить больше времени на исследования, поиск монет и руководство крестьянами.
Осознание необходимости быть постоянно настороже не приходит без провалов, а их поначалу у меня было множество. Монстры могут атаковать с любой стороны, хоть каждую ночь. И если им удалось уничтожить ваш источник ресурсов и монет, то они придут за вашей короной. Это означает, что игре конец и можно начинать сначала. Но в первый час игры я этого, конечно, не знал. Мои проигрыши были результатом пренебрежения той или иной механикой, или просто допущением глупой ошибки. Наказание было справедливым, оно заставило меня быть более внимательным в следующей игре. После нескольких часов тренировок я понял, как строить более эффективно. Мне удалось поднять длительность игровой сессии до сорока пяти минут. Уроки не прошли даром. В глубине Kingdom спрятано большое количество важных механик, без понимания которых игра будет отбрасывать игрока в начало каждые полчаса. Проигрыши закалили меня. Во время неудачных игр я кричал в монитор, бил по столу и даже пролил свой чай. А я ведь так хотел его выпить!
Мир гринда
Даже после изучения всех тонкостей игры на поздней стадии, мне пришлось выполнять однотипные задачи для нахождения нескольких самородков мудрости. Spelunky, например, игра с одной жизнью, на ранних этапах хорошо обучает и вознаграждает игрока, даёт ему возможность совершать подвиги в будущем с помощью полученного опыта. Kingdom на начальных стадиях примерно такой же. Конечно, я бы предпочёл разбивать доски в стиле каратэ, чем лизать и запечатывать конверты. Да и к тому же не очень-то весело при каждом новом прохождении тратить по 10 минут на одни и те же действия, вроде найма поселенцев и строительства стен.
К счастью, музыка в игре внесла значительный вклад в дело сохранения моего рассудка. Мягкая звуковая дорожка нежно звучит каждое игровое утро, наполняя меня удовлетворением и гармонией, в прямом смысле слова, вытаскивая моё истрёпанное терпение из болота. Это действительно красивый фон для приятной конной прогулки по лесу. Параллакс передних и задних декораций создает ощущение глубины, а пышная растительность с ненавязчивой анимацией делает лес живым. Даже королевская корона прыгает вверх и вниз во время езды на лошади. Это очень атмосферная игра, несмотря на весь её минимализм. Остаётся лишь жалеть, что в ней настолько много мелочей, которые разочаровывают.
Kingdom это потрясающий загадочный мир, который мне очень хочется исследовать. Были захватывающие моменты, когда армия монстров отчаянно атаковала мои последние укрепления, и я с большим трудом доживал до утра. И всё-таки, слишком много раз я проигрывал, прежде чем находил способ дальнейшего развития. По большей части игровой процесс приятен, но когда Инспектор Сада Дзен без объяснения причин швыряет вам в глаза пыль, сообщая о том, что вы проиграли, вот тогда наступает разочарование. В Kingdom довольно-таки весело, но веселье заканчивается тогда, когда заканчивается ваше терпение.